Показ фильмов в кинотеатре КОСМОС в Арсеньеве Фотоконкурс ЗИМНЯЯ СКАЗКА

Новости Арсеньева

Медицинско-чиновничий парадокс лишил человека 100 тысяч...В Приморском крае едва не ослепшего инвалида, проживающего в городе Арсеньев, заставили платить за три операции по замене хрусталика:...
17 янв 2017 - 0 - 241
В Приморье и без циклона машины продолжают уходить с...В Приморском крае последний циклон прошел уже давно, но машины так и продолжают уходить с нечищеных трасс: очередная авария произошла в...
16 янв 2017 - 0 - 296
Житель Арсеньева украл из магазина бутылку элитного алкоголяВ дежурную часть межмуниципального отдела МВД России «Арсеньевский» обратилась 53–летняя женщина. Заявительница рассказала,...
13 янв 2017 - 0 - 232
Готов к труду и оборонеАрсеньевский центр тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» приглашает принять...
13 янв 2017 - 0 - 178
В гостях у Приморского Деда Мороза побывала тысяча юных...Закончились школьные каникулы, и вместе с ними завершила работу резиденция Приморского Дела Мороза.В гостях у всеми любимого сказочного...
13 янв 2017 - 0 - 162
Православные жители Арсеньева отметят праздник Крещения18 и 19 января отмечается большой православный праздник – Крещение (Богоявление) Господне. По традиции в эти дни в храмах г. Арсеньева...
13 янв 2017 - 0 - 199
Арсеньевская епархия разъясняет, как правильно вести себя...Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. В этот день вспоминается...
13 янв 2017 - 0 - 176
Арсеньевские школьники принимают участие в океанской...35 арсеньевских школьников принимают участие в традиционной смене «Приморский интеллект» образовательно-оздоровительного центра...
13 янв 2017 - 0 - 159
В 2017 году в библиотеках Арсеньева пройдут мероприятия,...В 2017 году в библиотеках Арсеньева пройдут мероприятия, посвященные Году экологии.2017 год Указами Президента Российской Федерации объявлен...
12 янв 2017 - 0 - 187
Ансамблю танца Аралия присвоено звание Заслуженного...Звание «Заслуженный коллектив любительского художественного творчества Приморского края» присвоено народному ансамблю танца...
11 янв 2017 - 0 - 193

Новые видеорепортажи

Арсеньевский «Восток» продолжает домашнюю серию игрАрсеньевский «Восток», выступающий в высшей лиге по хоккею с мячом, продолжает домашнюю серию игр. В этот раз соперником...
13 янв 2017 - 0 - 254
Арсеньевские циркачата стали обладателями высоких наградАрсеньевские циркачата вернулись с международного фестиваля с высокими наградами, а другой воспитанник «Веселой арены» Александр...
4 янв 2017 - 0 - 310
Девятилетняя школьница из Арсеньева покоряет...Девятилетняя школьница из Арсеньева покоряет телевизионные площадки России. В этом году она дважды участвовала в отборочных турах творческих...
27 дек 2016 - 0 - 360
В Арсеньеве прошли полуфинальные игры КЭС-баскетВ Арсеньеве прошли полуфинальные игры краевого этапа всероссийских соревнований среди школьников КЭС-баскет.Победить в КЭС-баскете —...
27 дек 2016 - 0 - 268
В Арсеньеве прошел Кубок Дальнего Востока по тяжелой...Кубок Дальнего Востока собрал сильнейших атлетов-штангистов в Арсеньеве. В командном зачете мужская сборная Приморского края заняла первое...
27 дек 2016 - 0 - 272

Анонсы компаний

Новости компаний

Спецразмещение

Популярные объекты

Новогордеевка, Анучинский район, ул. Даманская, 6а
5
Арсеньев, ул. Ломоносова, 18 - 1 этаж
5
Арсеньев, ул. Калининская,
5
Арсеньев, ул. ,
5
Арсеньев, ул. Проспект Горького, 2 - 19
5
Арсеньев, ул. Сазыкина, 18
5
Арсеньев, ул. Калининская, 11
5
Арсеньев, ул. Новикова , 16/7
5
Арсеньев, ул. Стахановская, 38/1
5
Арсеньев, ул. Советская, 74
5

Новые компании

г. Арсеньев, ул. Жуковского,37,
12.01.2016
г. Арсеньев, ул. Калининская, 14
03.11.2015
г. Арсеньев, ул. Островского,
21.09.2015
, ул. ,
09.09.2015
г. Арсеньев, ул. Новикова,
07.08.2015

Последние объявления

Радио Онлайн

 

Слушать онлайн радио

100 великих людей

Опубликовано: 876 дней назад (28 мая 2015)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 1 раз — 28 мая 2015
0
Голосов: 0
МАГОМЕТ (570–632)
То, что Магомет стоит на первом месте в моем перечне самых влиятельных исторических лиц, может удивить одних читателей, а у других вызовет возражения. Однако это единственный человек в истории, чья деятельность была чрезвычайно успешной и в религиозной, и в светской областях Магомет (Муххамед), человек низкого социального происхождения, стал основателем одной из великих мировых религий и политическим лидером, добившимся необычайных успехов. И сегодня, спустя тринадцать столетий после его смерти, влияние в мире его свершений остается необычайно мощным.
Большинство персонажей этой книги имели то преимущество, что они родились и воспитывались в центрах культуры, жили среди цивилизованных народов, игравших ключевую роль в истории.
Магомет родился в 570 году в Мекке, в южной части Аравии; в то время это был отсталый регион, удаленный от центров торговли, ремесел и просвещения. С шести лет Магомет осиротел, рос и воспитывался в бедности. Согласно исламской традиции, Магомет был неграмотным. Но его материальное положение улучшилось, когда он в возрасте двадцати пяти лет женился на богатой вдове. Но даже когда ему уже было под сорок, ничто еще не говорило о том, что Магомет — выдающаяся личность. Большинство арабов тогда были язычниками и исповедовали многобожие. В Мекке, правда, было небольшое количество иудеев и христиан, и, возможно, именно от них Магомет впервые узнал о едином всемогущем Боге, повелителе Вселенной.Когда Магомету исполнилось сорок лет, он пришел к убеждению, что этот единственный истинный Бог (Аллах) говорит с ним через посредство архангела (Гавриила) и сделал его, Магомета, своим избранником ради распространения среди людей истинной веры.
Около трех лет Магомет проповедовал новую веру в узком кругу родных и друзей. Однако в 613 году он начал выступать с публичными проповедями. Постепенно у него появились сторонники, и власти Мекки стали смотреть на него как на смутьяна. В 622 году, опасаясь преследований, Магомет бежал в Медину (город в 200 милях к северу от Мекки), где сумел приобрести значительную власть и влияние. Этот исход из Мекки, получивший название «хиджра», стал поворотным этапом в жизни пророка.
Если в Мекке у него были, немногочисленные последователи, то в Медине их число стало значительно больше, и вскоре он приобрел такое влияние, что превратился там, по сути, в неограниченного правителя. В следующие несколько лет, когда число последователей Магомета быстро росло, начались военные столкновения между Меккой и Мединой. Война эта закончилась в 630 году триумфальным возвращением Магомета-победителя в Мекку.[1]
Последующие два с половиной года жизни пророка ознаменовались быстрым переходом арабских племен в новую веру.
Накануне своей смерти в 632 году Магомет уже был правителем всей Южной Аравии. Аравийские бедуины были известны как свирепые воины. Правда, они были сравнительно малочисленны, среди них часто происходили междоусобные войны, и у них не было большого войска, как в северных государствах с оседлым земледельческим населением. Однако небольшое войско арабов, объединенных впервые в истории Магометом и вдохновленных ревностной верой в истинного Бога, смогло осуществить завоевания, удивительные по своему размаху.
На северо-востоке Аравии простирались владения новоперсидской империи Сасанидов, а на северо-западе находилась Византийская империя. Численно арабы явно уступали своим противникам. Тем не менее на поле битвы арабы, вдохновленные новой верой,[2] быстро покорили всю Месопотамию, Сирию, Палестину. К 642 г, они отняли у Византии Египет, а персидское войско было разгромлено в решительных битвах при Кадисии в 637 г. и при Нехавенде в 642 г..[3]
Но и эти великие завоевания, осуществленные под руководством ближайших друзей и последователей Магомета Абу Бекра и Омара, не означали конца арабской экспансии.
В 711 г. арабы захватили Северную Африку и дошли до Атлантического океана, после чего переплыли Гибралтарский пролив и покорили вестготскую Испанию. Был момент, когда казалось, что мусульмане могут покорить всю христианскую Европу. Лишь в 732 году мусульманские войска, дошедшие до центра Франции,[4] потерпели поражение от франков.
Тем не менее за столетие эти бедуины-воины, вдохновленные словом пророка, создали империю, простиравшуюся от границ Индии до Атлантического океана — самую обширную по тому времени. И повсюду в завоеванных краях появилось множество последователей новой веры. Не все эти завоевания оказались одинаково прочными. Персы, хотя и сохранили веру пророка, добились впоследствии независимости от арабов.
Испанцы через семь веков, наконец отвоевали весь полуостров в результате христианской Реконкисты. Месопотамия же и Египет, эти две колыбели древнейшей цивилизации, остались арабскими, как и Северная Африка. А новая религия в последующую эпоху продолжала распространяться далеко за границами первоначального региона мусульманских завоеваний.
В настоящее время десятки миллионов мусульман живут в Африке и Центральной Азии и еще большее количество — в Пакистане, северной Индии и Индонезии. В Индонезии новая вера также превратилась некогда в объединяющий фактор. В Индии же, напротив, противоречия между индусами и мусульманами остаются главным препятствием к единству.
Как же оценить общее влияние личности Магомета на историю человечества? Как и другие мировые религии, ислам оказывает огромное влияние на жизнь своих последователей. Поэтому всем основателям мировых религий в этой книге уделено особое внимание. Так как христиан в мире примерно в два раза больше, чем мусульман, то может показаться странным, что Магомет здесь поставлен впереди Иисуса. Но для этого есть два важных основания.
Во-первых, Магомет сыграл более важную роль в развитии ислама, нежели Иисус в развитии христианства, хотя Христос заложил основы морали и философии христианства (поскольку эти нормы отличаются от иудаистских); но именно святой Павел внес основной вклад в создание христианского богословия, является автором значительной части Нового Завета и чрезвычайно много сделал для умножения количества верующих.
Магомет же был создателем исламской теологии и морали, (в целом). Он также сыграл основную роль в умножении числа верующих и был первым, кто воплотил принципы ислама в жизнь. Сверх того, пророк является автором мусульманского священного писания — Корана, книги боговдохновенной, как он сам верил.
Все речения Магомета, вошедшие в Коран, были записаны еще при его жизни и вскоре после его смерти приобрели законченную и авторитарную форму. Не сохранилось, однако, более подробной и точной записи учения Христа. А так как Коран не менее важен для мусульман, чем Библия для христиан, то непосредственное влияние идей Магомета через Коран было огромным.
Вероятно также, что относительное влияние Магомета на мусульман сильнее, чем соединенное влияние Христа и святого Павла на христиан. А на чисто религиозном уровне, по-видимому, влияние Магомета на историю человечества было не меньше, чем влияние Христа. Кроме того пророк, в отличие от Христа, был не только религиозным, но и светским лидером. Если учесть его роль как вдохновителя арабского завоевания, то его можно считать едва ли не самым влиятельным политическим вождем всех времен.

Среди важных исторических событий есть такие, о которых можно утверждать, что они бы произошли и без участия определенных лидеров. Так, южноамериканские колонии, вероятно, смогли бы освободиться от власти испанцев и без Боливара. Но об арабском завоевании этого нельзя сказать. Ничего подобного не случалось до Магомета, и нет оснований полагать, что эти завоевания могли быть осуществлены без его участия.
Единственный сравнимый пример в истории — монгольские завоевания XIII века, осуществленные прежде всего благодаря влиянию Чингисхана. Но те завоевания, хотя и более обширные, чем арабские, оказались лишь временными, и сегодня монголы занимают примерно ту же территорию, что и вначале при Чингисхане.
Не так было с арабами. От Ирака до Марокко простираются арабские государства, объединенные не только исламской верой, но и общим языком, историей, культурой. Особая важность для ислама Корана, написанного именно на арабском языке, вероятно, спасла этот язык от распада на ряд различных диалектов, что вполне могло случиться за тринадцать столетий. Конечно, между арабскими странами есть и различия, и противоречия, но они не должны заслонять от нас существенных черт, которые всех их объединяют.
Например, ни Иран, ни Индонезия, исламские страны и экспортеры нефти, не присоединились к нефтяному эмбарго зимой 1973–1974 гг. И не является простым совпадением, что именно арабские страны, причем все они, приняли участие в этом эмбарго. Итак, последствия арабских завоеваний VII века продолжают оказывать существенное влияние на жизнь человечества и сегодня. Вот это соединение огромного религиозного и светского влияний и заставило меня выделить Магомета как уникальное историческое лицо.
ИСААК НЬЮТОН (1642–1727)

Закон природы скрыт во тьме.
Был много тысяч лет.
«Да будет Ньютон», — Бог сказал,
И появился свет.
Александр Поп.
Исаак Ньютон, величайший ученый, оказавший наибольшее влияние на развитие науки, родился в Вулсторпе, в Англии, на Рождество 1642 года (в год смерти Галилея).
Как и Магомет, Ньютон родился после смерти отца. Уже ребенком он проявлял склонность к механике и был очень умелым. Хотя Исаак и был умным ребенком, в школе он не слишком старался и особенно не выделялся. В подростковом возрасте мать забрала его из школы, надеясь, что сын успешно станет заниматься сельским хозяйством. К счастью, она не утеряла веры в его способности, и, достигнув восемнадцати лет, Исаак поступил в Кембриджский университет. Там он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики и естественных наук, и даже занимался собственными исследованиями.
В возрасте от 21 до 27 лет Ньютон заложил основы своих теорий, совершивших переворот в мировой науке. Середина XVII века была временем быстрого научного развития. Изобретение в начале века телескопа открыло новую эпоху в астрономии. Английский философ Фрэнсис Бэкон и французский философ Рене Декарт призвали ученых Европы не ссылаться более на авторитет Аристотеля, а заняться собственными экспериментами.
Галилей воплотил в жизнь этот призыв. Его наблюдения с использованием телескопа перевернули тогдашние астрономические представления, а его механические опыты позволили установить то, что известно как первый закон ньютоновской механики.
Другие великие ученые, такие как Гарвей с его открытиями в области кровообращения и Кеплер, описавший законы движения планет вокруг Солнца, также дали науке много новых важных сведений. Но в целом чистая наука оставалась ареной игры умов, и еще не было доказательств тому, что наука, соединенная с техникой, может изменить всю жизнь людей, как то предсказывал Фрэнсис Бэкон.
Хотя Коперник и Галилей развенчали некоторые ошибочные концепции древних ученых и внесли большой вклад в лучшее понимание законов Вселенной, но еще не были сформулированы основополагающие принципы, которые могли бы связать воедино разрозненные факты и сделать возможным научное прогнозирование. Именно Ньютон создал такую объединяющую теорию и проложил путь, по которому наука следует до настоящего времени.
Ньютон обычно неохотно публиковал результаты своих исследований, и, хотя основные его концепции были сформулированы к 1669 году, многое было опубликовано значительно позднее. Первой работой, в которой он сделал свои открытия достоянием гласности, была его поразительная книга о природе света. Проведя ряд опытов, Ньютон пришел к выводу, что обычный белый свет представляет собой смесь всех цветов радуги. Он также произвел тщательный анализ законов отражения и рефракции света. На основе познания этих законов в 1668 году он создал первый телескоп-рефрактор — телескоп того же типа, который и теперь используется в главных астрономических обсерваториях.
Об этих, как и о других своих опытах и открытиях, Ньютон доложил на заседании Британского королевского научного общества, когда ему было 29 лет. Даже и достижения Исаака Ньютона в оптике обеспечили бы ему включение в наш перечень, но гораздо существеннее были его открытия в математике и механике. Главным его вкладом в математику было открытие интегрального исчисления (в тот период, когда ему было года двадцать три — двадцать четыре). Это изобретение стало не просто семенем, из которого выросла современная математическая теория; без этого метода было бы невозможно большинство достижений современной науки.
Но главные открытия Ньютона были сделаны в области механики. Галилеи открыл первый закон движения тел, не подчиненных влиянию внешних (посторонних) сил. На практике, конечно, все предметы подчинены каким-то внешним силам, и вопрос о движении предметов при указанных обстоятельствах есть важнейший вопрос механики. Эта-то проблема и была решена Ньютоном, открывшим знаменитый второй закон механики, по сути — самый фундаментальный из законов классической физики. Этот второй закон, математически выраженный формулой F=mw, гласит, что ускорение равно силе, деленной на массу предмета. К двум законам механики Ньютон добавил знаменитый третий закон, гласящий, что каждое действие вызывает равное противодействие, а также (самый знаменитый) закон всемирного тяготения.
Эти четыре закона механики, составляют единую систему, с помощью которой возможно исследование, по сути, всех макроскопических механических систем, от колебаний маятника до движения планет вокруг Солнца. Ньютон не просто сформулировал эти законы механики, но сам, используя математические методы, показал, как эти законы можно использовать для решения актуальных задач. Знание законов Ньютона позволяет решить чрезвычайно широкий круг научно-технических проблем. При его жизни эти законы нашли наиболее яркое применение в области астрономии. В 1687 году он опубликовал свой великий труд «Математические начала естественной философии», обычно именуемые просто «Начала», где он сформулировал законы механики и закон всемирного тяготения. Ньютон показал, что, используя эти законы, можно довольно точно предсказать движение планет вокруг Солнца. Принципиальная проблема астрономической динамики — проблема предсказуемости движения небесных тел — была разрешена Ньютоном с помощью одного великолепного хода. Вот почему его нередко называют также великим астрономом.
На чем основывается наша оценка научных заслуг Ньютона? Если просмотреть индексы научных энциклопедий, то можно найти там больше ссылок на Ньютона и на его открытия, чем на любого другого из ученых. Надо учесть также, что писал о Ньютоне Лейбниц, тоже великий ученый, с которым Ньютон резко полемизировал: «Если говорить о математике с начала мира до времен Ньютона, то он сделал для этой науки больше, чем все другие». Великий французский ученый Лаплас называл «Начала» «величайшим произведением человеческого гения». Величайшим гением считал Ньютона также Лагранж, а Эрнст Мач в 1901 году писал, что «с того времени все достижения в математике были просто развитием законов механики на основе идей Ньютона».
В столь кратком обзоре, как наш, невозможно подробно рассказать обо всех свершениях Ньютона, хотя и его более частные достижения также заслуживают внимания. Так, Исаак Ньютон внес значительный вклад в термодинамику и акустику, сформулировал важнейший принцип сохранения количества энергии, создал свою знаменитую биномную теорему, внес немалый вклад в астрономию и космогонию. Но, признав Ньютона величайшим из гениев, оказавшим наибольшее влияние на мировую науку, все же можно спросить, почему здесь он поставлен прежде таких выдающихся политиков, как Александр Великий или Вашингтон, или величайших религиозных вождей, таких как Христос или Будда.
Мое мнение: несмотря на все значение политических или религиозных преобразований, большинство людей в мире точно так же проживали как за 500 лет до Александра, так и 500 лет спустя. Точно так же повседневная жизнь большинства людей в 1500 году нашей эры была почти такой же, как и за 1500 лет до нашей эры. Между тем с 1500 года с развитием и подъемом современной науки в быту людей, в их работе, питании, одежде, проведении досуга и т. д. произошли революционные изменения. Не меньшие изменения произошли и в философии, и в религиозном мышлении, в политике и экономике Ньютон, гениальный ученый, оказал наибольшее влияние на развитие современной науки, а потому заслуживает одного из самых почетных мест (второго по значению) в любом перечне самых влиятельных исторических лиц.
Ньютон умер в 1727 году и первым из ученых был удостоен чести быть погребенным в Вестминстерском аббатстве.
ИИСУС ХРИСТОС (6 г до н. э. — 30 г н. э.)

Влияние Иисуса Христа на историю человечества настолько очевидно и настолько велико, что только несколько личностей могли бы претендовать на его место в самой верхней строчке нашего списка.
Возникает вполне естественный вопрос почему же Иисус, который является вдохновителем самой влиятельной религии в истории, не был помещен на самое первое место в нашем списке. Не вызывает сомнения, что христианство за всю историю своего существования привлекало к себе гораздо больше последователей, чем любая другая религия. Однако в этой книге исследуется не относительное влияние различных религий, а относительное влияние отдельных личностей. Христианство, в отличие от ислама, было основано не одним человеком, а двумя — Иисусом и апостолом Павлом, и заслуга в развитии этой религии должна быть поделена между двумя этими фигурами. Иисус сформулировал основные этические идеи христианства, а также его духовное мировоззрение и главные принципы, касающиеся человеческого поведения Христианская теология, однако, была сформирована, главным образом, трудами апостола Павла Иисус представил духовное послание, Павел добавил к нему культ Христа.[7]
Более того, апостол Павел был автором значительной части Нового Завета и главной привлекательной силой христианской веры на протяжении первого столетия. Иисус умер в сравнительно молодом возрасте (в отличие от Будды и Магомета) и оставил после себя незначительное число учеников. После смерти Иисуса его последователи образовали всего лишь небольшую еврейскую секту. И только в значительной степени благодаря Посланиям Павла и его неустанным усилиям по обращению в христианство новых приверженцев эта небольшая секта превратилась в динамичное и гораздо более мощное движение, которое объединило в себе не только евреев, но и другие национальности, и которое в конце концов развилось в самую великую религию мира.
По этим причинам некоторые даже склонны утверждать, что скорее Павла, нежели Иисуса следует на самом деле считать основателем христианства. И, если следовать их логике, этот аргумент позволяет поместить Павла в списке строчкой выше, чем Иисуса. Однако, хотя и не вполне ясно, что бы представляло собой христианство без влияния апостола Павла, вполне очевидно, что без Иисуса христианство вообще бы не появилось на свет. Однако, едва ли было бы разумным считать Иисуса ответственным за деяния христианской церкви или отдельных христиан, творимые именем Христа, тем более что он, скорее всего, многие из них не одобрил бы.
Некоторые из этих деяний, такие, например, как религиозные войны между различными христианскими течениями, варварские погромы и преследование евреев, находятся в таком очевидном противоречии с учением Иисуса, что было бы необоснованным утверждать, что Иисус дал на то свое благословение. Подобным же образом, говоря о том, что современная наука впервые начала развиваться у христианских народов Западной Европы, негоже считать Иисуса ответственным за развитие науки. И уж, безусловно, ни один из ранних христиан не интерпретировал заветы Иисуса как призыв к научному исследованию физического мира. На самом деле переход Древнею Рима к христианству сопровождался и в дальнейшем имел в качестве последствия резкий упадок как общего развития техники, так и общей заинтересованности в научных исследованиях.

То, что наука в конце концов получила развитие в Европе, является на самом деле показателем того, что в европейском культурном наследии было заложено что-то такое, что способствовало научному образу мышления. И этим «чем-то» были отнюдь не предсказания Иисуса, а, скорее, труды греческих философов, рационализм, столь характерный для трудов Аристотеля и Евклида. И знаменательно, что современная наука развивалась не в период расцвета церковной власти и христианского благочестия, а, скорее, вслед за эпохой Ренессанса, когда в Европе возродился интерес к своему дохристианскому наследию.
История жизни Иисуса, как она поведана в Новом Завете, знакома большинству читателей и не будет здесь повторяться. Однако несколько моментов заслуживают комментария.
Во- первых, следует отметить, что большинство сведений о жизни Иисуса, которыми мы располагаем, нельзя назвать точными. Мы даже не уверены в том, каково было его подлинное имя. Вполне вероятно, что это было распространенное еврейское имя Уебозпиа (по-английски Джошуа). Год его рождения тоже точно не известен, хотя 6 год до н. э — вполне вероятная дата. Даже год его смерти, который, казалось, должен быть хорошо известен его последователям, сегодня также вызывает сомнение. Сам Иисус не оставил после себя никаких письменных документов, и фактически всю нашу информацию о его жизни мы черпаем из повествования, изложенного в Новом Завете. К несчастью, Евангелия противоречат друг другу по различным аспектам. Например, Матфей и Лука дают совершенное различные версии последних слов Иисуса, и в то же время обе эти версии являются прямыми цитатами из Ветхого Завета. То, что Иисуса можно было цитировать по Ветхому Завету, обстоятельство отнюдь не случайное. Будучи основателем христианства, он в то же время был набожным евреем.
Часто отмечают, что Иисус был во многом очень похож на древнееврейских пророков из Ветхого Завета и находился под их глубоким влиянием. Как и пророки, Иисус был необычайно яркой личностью и оказывал глубокое и неизгладимое впечатление на тех, кто встречался с ним. Он обладал Божьим даром в самом глубоком и полном смысле этого слова. Однако в полную противоположность Магомету, который осуществлял как политическую, так и религиозную власть, Иисус в действительности не оказывал влияния на политическое развитие общества на протяжении своей жизни и на протяжении последующего столетия. Оба эти человека, несомненно, оказывали огромное косвенное влияние на долговременное политическое развитие. Влияние Иисуса было целиком и полностью влиянием этического и духовного лидера. Если Иисус оставил свой след в истории главным образом как этический лидер, уместно задать вопрос, какое влияние оказали на мир его нравственные нормы?
Одной из главных заповедей Иисуса, безусловно, было Золотое правило. Сегодня Золотое правило принято большинством людей, как христианами, так и нехристианами, в качестве прекрасного руководства для морального поведения. Мы, может быть, не всегда поступаем в соответствии с ним, но обычно пытаемся делать это. Если бы Иисус действительно был прародителем этого принятого почти единодушно принципа, он бы, несомненно, возглавил наш перечень. Но на самом деле Золотое правило было заповедью иудаизма, принятой задолго до того, как Иисус появился на свет.
Главный еврейский раввин первого века до н. э. — рабби Хиллел провозгласил Золотое правило и объявил его основополагающим принципом иудаизма. Эти идеи были неизвестны только западному миру. Китайский философ Конфуций предложил их примерно в 500 году до н. э., эти изречения можно также найти и в «Махабхарате», древнеиндийской поэме. Фактически философия, заложенная в Золотом правиле, принята почти всеми основными религиозными группами.
Означает ли это, что у Иисуса не было своих собственных, нравственных идей? Вовсе нет! Замечательная в своей индивидуальности точка зрения представлена в Евангелии от Матфея 5:43–44: «Вы слышали, что сказано: „люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего“. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…». И несколькими строками выше: «…не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…». Сегодня эти истины, которые не являлись частью иудаизма во времена Иисуса и большинства других религий, являются, несомненно, самыми замечательными и оригинальными этическими нормами, которые когда-либо были представлены человечеству. Если бы люди следовали им повсеместно, я бы без всяких колебаний поместил Иисуса в нашей книге на первое место.
Но истина заключается в том, что они не получили столь широкого распространения, по сути дела, они даже не являются общепринятыми. Большинство христиан относится к заповеди «Любите врагов ваших» как к чему-то идеальному, что может быть реализовано лишь в каком-то совершенном мире, но не может быть разумным руководством для поведения человека в том реальном мире, в котором мы живем. Мы не руководствуемся этим в нашей повседневной жизни, не ожидаем этого от других и не учим этому своих детей. Вот почему самая замечательная из заповедей Иисуса остается на деле заманчивым, но, в основном, не проверенным жизнью пожеланием.
БУДДА (563–483 до н. э.)

Гаутама Будда, чье первоначальное имя было принц Сиддхартха Гаутама, был основателем буддизма, одной из величайших религий мира. Сиддхартха был сыном царя, правившего в городе Капилавасту, расположенном на севере Индии на границе с Непалом.
Сиддхартха, происходивший из царского рода Гаутама племени шакьев, предположительно, родился в 563 году до н. э. в городе Лумбини, расположенном в пределах современных границ Непала. В шестнадцать лет он женился на своей двоюродной сестре, которой было столько же лет, сколько и ему. Принц Сиддхартха рос в роскошном царском дворце, однако он не стремился к материальному комфорту. Он чувствовал глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Он видел, что большинство людей вокруг были бедны и постоянно страдали от нужды. Даже те, кто был богат, часто были разочарованы в жизни и несчастливы, и все вокруг были подвержены болезням и в конце концов умирали. И, естественно, Сиддхартха начал задумываться о том, что в жизни должно быть нечто большее, чем временные наслаждения, которые слишком быстротечны перед лицом страданий и смерти.
Когда ему исполнилось 29 лет, это было вскоре после рождения его первого сына, Сиддхартха решил, что он должен покончить с той жизнью, которой он жил, и целиком и полностью посвятить себя поискам истины. Он покинул дворец, оставив там свою жену, новорожденного сына, все свои земные сокровища, и стал странником, у которого в кармане не было ни гроша.
Какое-то время он учился у некоторых известных святых того времени, но, овладев всеми тонкостями их науки, он понял, что она не является панацеей для решения проблем, которые ставит перед человеком сама жизнь. В то время было широко распространено мнение, что чрезмерный аскетизм является путем к истинной мудрости. Поэтому Гаутама попытался стать аскетом и в течение нескольких лет подвергал себя голоду и умерщвлению плоти. В конце концов он, однако, понял, что, истязая свое тело, он только затуманивает свой мозг и что это ни на шаг не приблизило его к истинной мудрости. Поэтому он снова начал нормально питаться и покончил с аскетизмом.
Ведя уединенную жизнь, он пытался решить проблемы человеческого существования. В конце концов в один из вечеров, когда он сидел под гигантским фиговым деревом, все части головоломки, казалось, сошлись в одно. Сиддхартха провел всю ночь в глубоком раздумье, а когда наступило утро, он осознал, что нашел ключ к решению проблем и что он стал «Буддой», т. е «человеком просветленным». В это время ему было 35 лет.
На протяжении оставшихся 45 лет своей жизни он путешествовал по северной Индии, проповедуя свою новую философию всем, кто хотел его слушать. Когда он умер, а это случилось в 483 году до н. э., у него были тысячи новообращенных. Хотя его слова не были записаны на бумаге, его ученики сумели запомнить многое из его учения, и оно передавалось последующим поколениям в устной форме.
Главное учение Будды можно суммировать в том, что буддисты называют «Четыре благородных истины»: первая — человеческая жизнь по своей природе — несчастливая жизнь; вторая — причиной несчастливой жизни являются человеческий эгоизм и желания; третья — с эгоизмом отдельного человека и его желаниями можно покончить; конечная стадия, когда сводятся на нет все желания и стремления, носит название «нирвана» (дословно «затухание», «угасание»); четвертая истина — способ, с помощью которого можно избавиться от эгоизма и желаний, называемый «Путь восьми дорог»: правильные убеждения, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное отношение к обязанностям, правильная медитация.
Можно было бы добавить, что буддизм — религия, открытая для всех, вне зависимости от расы, и что в отличие от индуизма он не признает разделения на касты. Какое-то время после смерти Гаутамы новая религия распространялась медленно. В III веке до н. э. великий индийский правитель Ашока был посвящен в буддизм. Его поддержка обеспечила быстрое распространение влияния буддизма и его догм в Индии, а также в соседних странах. Буддизм распространился на юг — на Цейлон и в восточном направлении — в Бирму. Оттуда он распространился на всю Юго-Восточную Азию, Малайзию и территорию, которая сегодня является Индонезией.
Буддизм распространился также на север, непосредственно в Тибет, и на северо-запад — в Афганистан и Центральную Азию Он получил наибольшее распространение в Китае, а потом распространился в Корее и Японии. В самой Индии новая вера начала приходить в упадок после 500 года до н. э. и совсем исчезла после 1200 года н. э. В Китае и Японии, напротив, буддизм остался в качестве главной религии. В течение многих столетий он остается основной религией в Тибете и странах Юго-Восточной Азии. Учение Будды не нашло письменного отображения еще в течение нескольких столетий после его смерти, и нетрудно понять, что его движение раскололось на различные течения.
Двумя основными ветвями буддизма являются ветвь Тхеравади, доминирующая в Южной Азии и рассматриваемая большинством западных ученых как самая близкая к первоначальному учению Будды, и ветвь Махаяны, получившая широкое распространение в Тибете, Китае и Северной Азии. Будда, как основатель одной из главных религий мира, безусловно, претендует на одно из первых мест в нашем списке. Но поскольку в мире насчитывается только около 200 миллионов буддистов по сравнению с 500 миллионами мусульман и миллиардом христиан, вполне очевидно, что Будда оказал влияние на меньшее число людей, чем Иисус или Магомет.
Однако различие в численности может ввести в заблуждение. Одной из причин, почему буддизм постепенно сошел на нет в Индии, является то, что индуизм вобрал в себя многие его идеи и принципы. В Китае, аналогично, большое число людей, которые не называют себя буддистами, находятся под сильным влиянием буддистской философии. В буддизме заложено гораздо больше пацифистских идей, чем в христианстве или исламе. Ориентация на ненасилие играет значительную роль в политической истории буддистских стран. Часто говорят, что если бы Христу пришлось вернуться на землю, он был бы шокирован многим из того, что вершилось его именем, и его бы ужаснула кровавая борьба между различными религиозными сектами, члены которых называют себя его последователями.
Будда также, без сомнения, поразился бы, узнав, сколько различных доктрин представляют себя в качестве буддистских. Несмотря на то, что в буддизме много направлений и между ними имеются существенные различия, в буддистской истории нет ничего, что хотя бы отдаленно напоминало кровавые религиозные войны, которые велись в христианской Европе. В этом отношении, по крайней мере, учение Будды оказало гораздо большее воздействие на своих последователей, нежели христианское учение.
Будда и Конфуций оказали приблизительно равное влияние на мировое развитие. Оба они жили примерно в одно и то же время и число их приверженцев не слишком отличается одно от другого. Я склонен оценить Будду выше Конфуция по двум причинам. Первая из них — приход коммунизма в Китай, как мне это представляется, значительно ослабил влияние Конфуция. И вторая причина: то, что конфуцианство не получило широкого распространения за пределами Китая, свидетельствует о том, насколько тесно идеи Конфуция переплелись с существовавшими ранее в Китае представлениями. С другой стороны, буддистское учение ни в каком отношении не является повторением предшествующей индийской философии, и буддизм распространился далеко за пределами Индии благодаря оригинальности концепции Гаутамы Будды и большой притягательной силе его философии.
ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ. ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?!